Статья педагогов МБДОУ № 9 «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательного математического материала»

ОБСУЖДАЕМ СТАТЬЮ, предложения, мнения, отзывы ждем  на электронную почту Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

 Коркина О.К., Трофимова О.А.

МБДОУ № 9 г. Красноярск

Живя в современном мире информационных технологий, когда происходит преобразование человеческого труда и взаимоотношений, наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего. Творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли.

Дошкольное детство – это период всех психических процессов которые обеспечивают ребенку возможность ознакомиться с окружающей действительностью.

Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственны связей. Также развиваются такие качества как любознательность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

Психолог и педагог Я.И. Перельман  считал занимательность главным средством, помогающим сложные научные истины делать доступными для непосвящённого человека, его удивлять, возбуждать в нем процессы мышления, наблюдательности, содействовать активному познавательному отношению к окружающим явлениям действительности. [3] 

Исходя из важности вышеизложенного, мы определили цель своей работы: развитие логического мышления у детей посредством занимательного математического материала.

Проблемами психологии мышления занимались как отечественные, так и зарубежные ученые: П.Я. Гальперин, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддъяков, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин [2]. В своих исследованиях они подчеркивают важность старшего дошкольного возраста, поддержку и всемерное развитие качеств мышления, специфических для возраста, так как запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.

Так же проблемой развития основ логического мышления занимались Богуславская З.М., Зак А.А., Михайлова З.А. [4].   Исследования этих ученых доказали, что включение старшего дошкольника в игровую деятельность при решении им задач умственного характера повышает эффективность результатов развития его мышления.

Сейчас ученые занимаются созданием образовательных технологий развития логического мышления дошкольников (А.В. Белошистая) [1].

Свой десятилетний опыт педагогической деятельности по развитию логического мышления я изложила и систематизировала в форме дидактического игрового материала в авторской разработке «Игрометрия и заниматика для дошколят». Данный материал обогащает разделы основной общеобразовательной программы игровым практическим материалом. Пособие рецензировано кафедрой психологии КГПУ им. В.П. Астафьева и опубликовано, в виде брошюры для воспитателей дошкольных учреждений. в 2002 г. при ИПК РО, и до сих пор пополняется новым разнообразным материалом. [5].

Работа с детьми проводится в образовательной деятельности, через игровую деятельность, в повседневной жизни и организацию развлечений с детьми и родителями (законными представителям) группы.

Для достижения результата целесообразно придерживаться определенной структуры образовательной деятельности, например: логическая разминка, основное содержание, физминутка, закрепление нового материала, развивающая игра, рефлексия.

Важным условием для развития ребенка является создание развивающей среды: доступной, открытой, мобильной и ориентированной на зону ближайшего развития.

Занимательные развивающие игры, задачи, головоломки, ребусы – интересны для детей, эмоционально захватывают их, процесс их решения и ответов, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Я даю детям лишь схему и направление анализа задачи. Иногда, если решение не найдено, предлагаю детям сделать это дома совместно с родителями или старшими сестрами и братьями. Детям нравится озадачивать взрослых, ответы бывают даже иллюстрированы.

Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном в возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. Особо важным следует считать развитие у детей умения догадываться на определенном этапе анализа задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи,  высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в новые условия. В развитии дошкольников нестандартная задача, целенаправленно и правильно применяемая, выступает в роли проблемной. Здесь налицо поиск хода решения выдвижение гипотезы, проверкой её, опровержением неправильного направления поиска, нахождением способов доказательства верного решения.

Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельного подхода, когда что-то не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявление существенных признаков. Моя задача подвести детей к этим «открытиям» организуя и направляя их поисковые действия.

Задания стараюсь давать с учетом индивидуальных особенностей ребенка, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Предлагаются и стандартные задания, которые требуют применения известной детям операции, и нестандартные, когда ребенок, приступая к решению, не знает заранее способов действий.

Переход игры «внутрь» - важная веха в умственном развитии ребенка, знаменующая собой появление способности к мысленному преобразованию действительности. И одно из средств, которое я использую, способствующих такому переходу – это «шашки» и «шахматы».

Таким образом, использование занимательного математического материала ведет к более интенсивному развитию компонентов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Библиографический список

  1. Белошистая, А. В. Развитие логического мышления у дошкольников как методическая проблема//. Дошкольное воспитание. – 2018. - № 1. – С. 21-29.
  2. Григорьева И. А., Грузинцева Т. А. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 28-31.
  3. Перельман Я. И. Большая книга занимательных наук/ под ред.  Овчинникова  Е.Ю./ Изд-во АСТ,2013-544с.
  4. Ремнева Н.А. Обучающие игры как ведущий метод формирования основ логического мышления у старших дошкольников // Современное образование. — 2013. - № 4. - С.42-53. DOI: 10.7256/2306-4188.2013.4.10311. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_10311.html
  5. Трофимова, О.А. Заниматика для малышей.- Красноярск, 2002. – 95 с.

2019 05 19 01

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 152 гостя и ни одного пользователя

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.