Утверждены Главным государственным санитарным врачом методические рекомендации по организации рационального питания детей и подростков в школах и дошкольных организациях «МР 2.4.5.0131-18. 2.4.5. Гигиена детей и подростков. Детское питание. Практические аспекты организации рационального питания детей и подростков, организация мониторинга питания. Методические рекомендации».
Рекомендации могут быть использованы органами и организациями Роспотребнадзора, региональными органами управления образованием, образовательными и оздоровительными организациями для детей и подростков, организациями по уходу и присмотру за детьми, высшими учебными заведениями медицинского и педагогического профиля.
Согласно рекомендациям меню рекомендуется составлять не менее чем на 2 недели. Оно должно учитывать физиологическую потребность организма в энергии и пищевых веществах, а также фактические энерготраты ребенка; быть разнообразным, безопасным и сбалансированным; включать продукты для детского питания, обогащенные витаминами, минералами, бифидобактериями; содержать блюда, в технологии приготовления которых использовались щадящие способы кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение вкусовых качеств, предусматривать возможность организации питания детей с учетом медицинских показаний.
В меню не должны допускаться повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в смежные дни.
Должно приходиться от суточной калорийности рациона:
- на завтрак 20 – 25процентов,
- обед - 30 - 35 процентов,
- полдник - 10 - 15 процентов,
- ужин - 20 - 25 процентов,
- второй ужин - 5 процентов.
В промежутке между завтраком и обедом может быть организован второй завтрак, включающий выдачу напитка или свежих фруктов.
В примерном меню содержание белков должно обеспечивать 12 - 15 процентов от калорийности рациона, жиров 30 - 32 процентов и углеводов 55 - 58 процентов. При составлении меню следует учитывать национальные и территориальные особенности питания населения и состояние здоровья детей.
На все блюда, указанные в меню, необходимо иметь технологические карты, которые составляются на основании рецептурных сборников, рекомендованных для детского питания.
В приложении к рекомендациям приведены примерные наборы продуктов по приемам пищи для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях и школах.