Проект воспитателя МБДОУ № 9 группы «Цветик семицветик» Елены Тихоновой «Бумажные фантазии» представлен на третий Всероссийский конкурс им. Л.С. Выготского.
Конкурс им. Л.С. Выготского — первая в своем роде программа, фокусирующаяся исключительно на развитии дошкольного образования и выявлении талантов среди работников сферы. Он нацелен на поиск, поддержку и распространение лучших современных педагогических практик в области дошкольного образования.
Актуальность:
Наблюдение показывают, что современные дети дошкольного возраста стали менее эмоциональными, чувствительными. Часто скрывают свое состояние, эмоции, не могут показать сопереживание, сочувствие, выразить словами свои эмоции.
Проблема развития эмоциональной сферы ребенка является актуальной на протяжении последних десятилетий, ведь развитие и становление эмоций у ребенка играет важную роль в жизни. Необходимость и важность изучения эмоций определяется той ролью, которую они играют в жизни человека, в процессе становления личности. Л.В. Выготский определял эмоции как «центральное звено» психической жизни человека, и прежде всего ребенка.
Актуальность темы отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который включает в себя задачи «охраной и укрепления физического и психологического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Развитие личности ребенка в целом представляет собой не механическую совокупность различного рода интеллектуальных, волевых, эмоциональных функций, а сложная, целостное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных уровней регуляции поведения и характеризующееся системным соподчинением мотивов деятельности ребенка.
При оценки уровня развития ребенка важно обращать внимание на все компоненты, в том числе на эмоциональное развитие, являющееся очень значимым. Именно в дошкольном возрасте происходит становление эмоциональной сферы ребенка. Л.В. Выготский писал о феномене «засушливое сердце» (отсутствие чувств). Основной акцент, как правило, делается на интеллектуальные и волевые качества, однако эмоциональной сфере ребенка за чистую уделяется не достаточно внимания. В итоге с каждым годом увеличивается количество эмоционально-не благополучных детей, которые требуют особого внимания со стороны педагогов. Наблюдается рост негативных эмоционально личностных проявлений у детей дошкольного возраста, на которые указывают многочисленные авторы (Г.Н. Бреслав, А.В. Запорожец, Ю.М. Миланич, Т.Н. Осипенко и др).
Исследования Э.Г. Эйдемиллера, А.И. Захарова и др. объясняют зависимость эмоционального развития дошкольников от структуры семьи, воспитания, социально - экономических условий проживания. Современные дети в наш прогрессивный век, из-за дефицита времени, у родителей на общение с детьми остаются не защищенными от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в постепенной жизни. Такой ребенок безинициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоционально состояние, затрудняется в понимании состояний других людей.
Проблема:
В ходе анализа педагогического наблюдения за непосредственной деятельностью детей и анкетирования родителей (законных представителей) выявилось определённое количество эмоционально неблагополучных детей, требующих особого внимания со стороны педагогов и родителей.
Именно в дошкольном возрасте происходит становление эмоциональной сферы дошкольника. Л.С. Выготский писал о феномене «засушливого дерева» (отсутствии чувств). Эмоции имеют огромное значение в жизни каждого ребенка, поскольку это часть общения, помогающая ему выразить отношение к происходящему. Взаимодействие между людьми невозможно без понимания эмоционального состояния друг друга. Важный компонент становления личности и взросления ребенка - это понимание его собственных эмоций и ощущений.
В наш прогрессивный век, нехватка времени у родителей (законных представителей) на общение с детьми приводит к тому, что дети остаются не защищёнными от многообразия переживаний в повседневной жизни.
Для решения этой проблемы я сочла необходимым включить в работу с детьми увлекательную технологию «оригами». Оригами («ори» - сгиб, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги пользуется большой популярностью благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами - волшебство чуда и конечно, игра. Техника оригами хорошо сочетается с игровой деятельностью детей. В игровой форме можно увлекательно мотивировать детей на выполнение заданий.
Оригами - это вид творчества, который успокаивает нервную систему, улучшает работу мозга и синхронизирует работу обоих полушарий мозга. Помимо этого, оригами удовлетворяет потребности человека в самооценки самоуважение, саморазвитии и самовыражении. Раздражительному, нервному, неусидчивому, обидчивому ребенку занятия оригами помогут приобрести душевное равновесие, умение держать себя «в руках», а так, же – способность признавать свои ошибки. При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели. Например, выполнение традиционных японских бумажных шаров – кусудам - требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов будущего шара. При этом его изделия должны абсолютно точно повторять те элементы, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, шар выполнен быть не может. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях общения в группе. Таким образом, складывание красивого бумажного шара становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, взаимодействия или правилах. Ведь кому-то в этой группе придется выступить в роли художника, подбирая цвета для выполнения модели, кто-то станет руководить сборкой элементов. А кому-то придется выполнять роль статистов.
Ведь оригами - это арт терапия, то есть возможность оказать психологическую помощь по средством искусства, которое можно использовать для борьбы с различными фобиями. Например, малыш боится волка. Можно предложить ему сложить фигурку волка методом оригами. Ребенок видит, что волк, по сравнению с ним, совсем маленький, не страшный. К тому же этого волка в любой момент можно просто смять и выбросить. Или поступить еще проще. Развернуть фигурку. И вместо волка перед ребенком появится слегка помятый квадратик бумаги. И окажется, что волк может появиться и исчезнуть по желанию ребенка. Страх постепенно исчезает.
Кроме, того поделки из оригами можно включать в ролевые игры, различные инсценировки сказок, что позволяет развивать коммуникативную сферу ребенка. В ходе инсценировки сказок и игр ребёнок может самостоятельно проявить свою инициативность. К примеру, основным моментом является выбор ребенком персонажа для изготовления маски. И его собственная оценка характера героя его выбора. Веселый, грустный, злой, робкий, трусливый. Можно предложить ребенку сделать маску того, кем бы он хотел себя видеть, или, каким, как ему кажется, его видят окружающие, или, каким он не хочет быть. Необходимо дать ребенку возможность "отыграть" свою роль, почувствовать себя в том или ином качестве. Выбрал малыш маску агрессии, значит необходимо поставить его в соответствующие внешние условия. Пусть он в полной мере ощутит на себе все грани такого поведения, поймет, в чем его проблема. Здесь очень важно и роль группы, которая подыгрывает ребенку. Пусть он чувствует тот страх или презрение, которые вызывает у окружающих его маска (читай - "роль"). Маска выступает в роль концентрата эмоций, характера, личности. Эмоциональная разрядка, происходящая в результате игры-драматизации с масками, способствует некоторой психологической коррекции поведения ребенка. Таким способом можно нейтрализовать страхи и агрессию, зло и зависть и развить коммуникативную сферу ребёнка.
Цель:
Создание условий для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста (с использованием техники игрового оригами)
Задачи:
- Способствовать выявлению причин эмоционального неблагополучия детей, организация коррекционно-развивающей работы, направленную на устранение выявленных причин.
- Разработать комплект игровых занятий с использованием техники оригами для развития эмоциональной сферы детей среднего и старшего дошкольного возраста.
- Развитие интереса детей к культурному наследию общества: умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния.
- Повышение родительской компетентности по вопросам эмоционального развития детей.
Вид проекта
(групповой, творческий)
Сроки реализации
2017-2019 годы
Участники проекта
Дети от 3 до 7 лет и их родители (законные представители)
Реализация проекта
На подготовительном этапе через принципы обучения: последовательности и систематичности, посильности складывания материалов, детей научили различным приемам работы с бумагой, следовать устным инструкциям; познакомили со свойствами бумаги, разнообразием ее видов; с условными знаками; развили творческие способности и фантазию.
На основном этапе через: прием, направленный на развитие самостоятельности и активности у детей; прием «Три варианта» с помощью которого ребенок самостоятельно находит пути решения проблемных ситуаций, формирует самостоятельность и инициативность; использование коллажей и мнемотаблиц; игровые тематические ситуации; занимательные конкурсы и соревнования, направленные на развитие умений действовать согласованно, сообща, в команде; информационно-коммуникационные средства.
Дети научились ставить перед собой цель и планировать результат деятельности, выполнять действия без помощи взрослых, осуществлять самоконтроль.
У детей повысилась коммуникативная компетентность, произошли изменения в эмоциональной сфере ребенка, изменились взгляды на мир и отношения с окружающими, развивалась способность сознавать и контролировать свои эмоции.
На заключительном этапе: презентация материалов проекта, выставка поделок по оригами.
У детей сформирован принцип коллективизма, умение приходить на помощь товарищу при изготовлении поделок, желание принимать участие в конкурсах.
В ходе проведения проекта удалось:
У детей: сформировать осознанное отношение к себе и своим возможностям, адекватную самооценку;
способность к произвольной регуляции деятельности, гибкость поведения, способность осознанно реагировать на различные жизненные ситуации, умение управлять своими эмоциями; умение разрешать проблемы межличностных отношений со сверстниками и взрослыми: видеть сверстника, чувствовать свое единство с ним, согласовывать свое поведение с поведением других детей, свободно выражать свое эмоциональное состояние; умение использовать различные приемы работы с бумагой, следовать устным инструкциям, работать по схемам, создавать собственные игрушки по собственному желанию, получение знаний основных геометрических понятий и базовых форм оригами; сформирован художественно-эстетического вкус детей;
улучшение динамики эмоционального состояния; возрастание активности детей при совместной работе с родителями.
Для педагога: освоение проектного метода; повышение качества работы с детьми, в том числе через взаимодействие с родителями.
Для родителей: повышение родительской компетентности в вопросах эмоционального развития ребенка;
умение создавать дома условия для эмоционального и художественно - эстетического развития ребёнка; формирование заинтересованности в дальнейшем развитии своих детей; развитие эмоционально – позитивных партнёрских отношений между родителями–детьми–педагогами; возрастание степени удовлетворённости родителей работой дошкольного учреждения.
Ожидаемый результаты:
Для педагога:
* освоение проектного метода;
* повышение уровня педагогической компетентности в рамках реализации проекта используя технологии, методики, инструментарий пригодных для реализации проекта другими педагогами, в других условиях;
* повышение качества работы с детьми через взаимодействие с родителями (законными представителями).
Для воспитанников:
* осознанное отношение к себе и своим возможностям, адекватная самооценка;
* способность к произвольной регуляции своей деятельности, гибкость поведения, способность осознанно реагировать на различные жизненные ситуации, умение управлять своими эмоциями;
* умение разрешать проблемы межличностных отношений со сверстниками и взрослыми: видеть сверстника, чувствовать свое единство с ним, согласовывать свое поведение с поведением других детей, свободно выражать свое эмоциональное состояние;
* умение использовать различные приемы работы с бумагой, следовать устным инструкциям, работать по схемам, создавать собственные игрушки по собственному желанию, получение знаний основных геометрических понятий и базовых формы оригами;
* формирование художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста;
* улучшение динамики эмоционального развития детей через эстетическое воспитание;
* возрастание активности детей при совместной работе с родителями (законными представителями).
Для родителей:
* формирование родительской компетентности в вопросах эмоционального развития ребенка;
* умение создавать дома условия для эмоционального и художественно - эстетического развития ребёнка;
* формирование заинтересованности в дальнейшем развитии своих детей;
* развитие эмоционально – позитивных партнёрских отношений между родителями (законными представителями) – детьми – педагогами;
* возрастание степени удовлетворённости родителей (законных представителей) работой дошкольного учреждения.
Формы работы
Основная форма организации работы с детьми - игровые тематические ситуации с использованием техники оригами. Дети самостоятельно определяют будущие темы игровых поделок
Например, тема «Подарок для гостей универсиады». Игровая мотивация: «Дети, скоро будет универсиада. Приедет очень много гостей из разных стран, они захотят оставить на память сувениры об универсиаде. Магазины не справляются с доставками сувениров для гостей! Что же тогда делать?»
Продукт: бумажная медаль с изображением достопримечательности города Красноярска
Международный образовательный портал МААМ.RU