Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом.
Задачи:
-формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда и снега;
-развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера;
-развивать способности детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем; обогащать словарный запас детей;
-воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за зимними явлениями; рассматривание снежинок; чтение стихотворении, сказок, загадок о зиме.
Материал для занятия: Разносы, снег, лёд, салфетки, кисточки, краска, стаканчики с водой.
Воспитатель предлагает ребятам отгадать загадки:
Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно (лёд).
Всю зиму смирно лежит, а потом убежит (снег).
Во дворе замерзли лужи, целый день поземка кружит, стали белыми дома. Это к нам пришла...(зима)
Воспитатель предлагает ребятам провести опыты со снегом и льдом и ответить на вопросы Волшебницы Зимы:
1 опыт: «Какой на ощупь снег и лёд?»;
-на столах в стаканчиках лежат кусочки льда и комочки снега. Воспитанникам предлагается взять в руки лед и снег и дать им определение.
(Холодный, твердый, тяжелый, гладкий)
2 опыт: «Есть ли запах у снега и льда?»;
Воспитанникам предлагается поднести к носу лед и снег, и дать ответ на вопрос;
3 опыт: «Какого цвета снег и лед»?
Воспитанникам предлагается на зеленый разнос положить снег и лед. Посмотреть через снег. Посмотреть через лёд. Что вы наблюдаете?
(Снег имеет белый цвет, он не прозрачный, лёд бесцветный, прозрачный. Под снегом не видно, какого цвета разнос, он не просвечивает. А через лёд видно, что разнос зеленого цвета.
Показать, что лед прозрачный, бесцветный, но он может стать разноцветным, если на него накапать цветные капли с помощью краски и воды)
4 опыт: «Насколько снег и лёд прочные»
Педагог предлагает взять в руки кисточки и палочкой от кисточки попробовать проткнуть снег, а затем лёд. Что вы обнаружили? Снег можно проткнуть палочкой, а лед нельзя, не получается.
(снег рыхлый, мягкий, а лёд твердый, жёсткий)
5 опыт: «Что будет если снег или лёд согреть?»
Педагог предлагает воспитанникам на одну ладошку положить немного снега, а на другую – кусочек льда. Давайте посмотрим, что получится из холодного снега и льда в тёплых ладошках. Что вы чувствуете? Что появилось на ладошках? Откуда взялась вода? А что быстрее тает на ваших ладошках? Снег или лед? Почему снег и лёд начали таять, превращаться в воду?
(Снег и лёд холодные, они тают на ладошках, потому что ладони тёплые. Снег тает быстрее, чем лёд)
Подведение итогов.
Педагог, вспомнить опыты, которые они сегодня провели и ответить на вопросы Волшебницы Зимы.
Что общего между снегом и льдом? (из воды, холодные), чем они отличаются?
В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную).
В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).
Что еще узнали?
Снег мягкий, а лед твердый, снег белый, а лед прозрачный, снег легкий, а лед тяжелый.
Ребята, а как вы думаете, приносит ли снег пользу человеку, и какую?
(Дышать после снега легко, потому что снег как метла собирает всю пыль, микробы и воздух становится чище, в организм попадает меньше микробов)
Ребята делятся впечатлениями от проведенной работы.