На XХIV Международной научно-практической конференции имени проф. В.А. Ковалевского «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ДЕТСТВА: О ВОСПИТАНИИ, ВОСПИТАННОСТИ, ВОСПИТАТЕЛЯХ», организаторами которой выступили кафедра психологии и педагогики детства института психолого-педагогического образования КГПУ им. В.П. Астафьева и Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка, работники МАДОУ № 9 Киселева М.В., Коркина О.К., и Сергеева Е.М., представили статью «Использование проектной деятельности как современной технологии для формирования основ патриотического воспитания дошкольников (из опыта работы)».

Киселева М.В., Коркина О.К, Сергеева Е.М.

МАДОУ № 9, г. Красноярск

          Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, потому что дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от окружающих его взрослых. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

В ФГОС ДО обозначено, что дошкольное образование призвано обеспечить объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка [1].

 Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы [2].

Формирование патриотизма дошкольников должно начинаться с изучения малой родины, ее истории и культуры, формирование чувства гордости за живущих людей в Красноярском крае, их достижениях и успехах, развитие интереса к социальной жизни.

В статье рассмотрены особенности формирования основ патриотического воспитания дошкольников на примере Проекта «Мой любимый город Красноярск», реализованного в подготовительной группе «Радуга» МАДОУ № 9.

Практика показывает, что проведенный среди воспитанников опрос показал, что у большинства дошкольников недостаточно сформированы знания о родном городе.  Воспитанники сомневаются в ответах, недостаточно владеют информацией так, как родители не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости, действующих ограничений. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

В этой связи успешность развития ребенка 6 - 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через проектную деятельность, общение, игру, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Дошкольники должны знать: как устроена жизнь в районе, о людях, именами которых названы родные улицы, о достижениях предков и современников они будут не только гордиться своим городом и районом, но и заботиться о нем.

Цель проекта: расширение представлений   у   детей   дошкольного   возраста о родном городе Красноярске, его истории и достопримечательностях.

 Задачи:

Обучающие:

  • познакомить детей с историей родного города;
  • пробудить у детей интерес к прошлому, настоящему и будущему города, желание сделать город лучше, современней и краше;
  • закрепить и систематизировать знания о памятниках культуры, достопримечательностях.

Развивающие:

  • развивать познавательную активность, умение находить нужную информацию посредством поисковой деятельности;
  • развивать память, речь, воображение;
  • развивать творческие способности.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному городу;
  • воспитывать интерес к источникам получения знаний;
  • способствовать сохранению атмосферы доброжелательности, вызывать у детей радость, интерес от общения с интересными людьми.

Вид проекта: нравственно-патриотический

Срок реализации: краткосрочный – 1 неделя

Участники дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Продукт проекта: оформление альбома с иллюстрациями и фотографиями для    рассматривания вместе с детьми: «Наш район - Советский», «Любимые места отдыха», «Растительный и животный мир заповедника «Столбы».

Итоговое мероприятие: Сценарный план итогового мероприятия в подготовительной группе Игра — викторина «Что? Где? Когда?».

Использование технологии трех вопросов для детей выполняет мотивационную функцию и актуализирует их представления по обсуждаемой теме. Для воспитателя данная ситуация является диагностической и позволяет спроектировать дальнейшую работу по теме, с учетом опыта воспитанников и их интересов.

Воспитатель с воспитанниками на основе постановочных вопросов выясняет их знания о городе, выясняет проблемы и планирует работы.

         Реализация проекта осуществлялась через разные формы работы и виды детской деятельности: беседы; наблюдения в природе; экскурсии; просмотр видеоматериалов; целевые прогулки по улицам города; чтение познавательной и художественной литературы краеведческого характера и др.; оформление альбомов с иллюстрациями и фотографиями для рассматривания вместе с детьми: «Наш район - Советский», «Любимые места отдыха»,  «Растительный и животный мир заповедника «Столбы»; выставки детских работ; просмотр презентации: «Ознакомительная виртуальная экскурсия по Красноярску»; игры (дидактические игры и упражнения: словесные, настольно-печатные игры; сюжетно-ролевые игры; подвижные игры).

Система педагогической деятельности с воспитанниками включала в себя образовательную деятельность в процессе реализации тематической недели, через принцип интеграции образовательных областей, с применением различных форм организации детской деятельности. Использование интегративного подхода основанного на более глубоком освоении содержания темы, индивидуализации процесса его присвоения, ориентировки не на «значимый» результат, а на личные достижения детей.

В ходе реализации Проекта:

  • оформлен центр по патриотическому воспитанию «Юный краевед», где размещена карта Красноярска и Красноярского края, наборы открыток с видами Красноярска, цикл дидактических и настольных игр: «Моя улица», «Объясни маршрут», лото «Роев ручей», «Заповедник Столбы», разрезные картинки с видами города; схемы «Я иду в свой детский сад», «Найди дорогу домой», «Герб города и Красноярского края»;  выставка поделок детей совместно с родителями на тему «Мой город»;
  • оформлены выставки познавательной и художественной литературы для воспитанников, по их ознакомлению с историей города, растительным и животным миром Красноярского края, где представлены детские книги с иллюстрациями для чтения современных авторов - Богданович К. «Становление города у Красного Яра», Дроздовой Н.И., Быконей Г.Ф. «История Красноярского края», и другие;
  • размещены на стендах фотографии, детские работы «Улицы нашего города» и другие иллюстративные материалы.

Таким образом, ценность педагогической работы с воспитанниками заключалась в том, что тематическая неделя затрагивала близкие для воспитанников темы – название родной улицы, любимых мест отдыха,  дети с удовольствием открывали для себя новые темы исследований, вовлекали в него всех членов семьи, открывая новые странички в познании родного города.

Выстраивание партнерских отношений с родителями для преемственности в воспитании, обучении и развитии воспитанников осуществлялось через включение родителей в совместную деятельность на открытых занятиях, организацию выставок совместных детско-взрослых работ, совместный досуг игра - викторина «Что? Где? Когда?».

В результате реализации данной образовательной деятельности проведенная работа тематической недели ознакомление детей с городом Красноярском результативна, способствовала развитию познавательного интереса воспитанников, формированию патриотических чувств и нравственных качеств детей.

Библиографический список

1. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2004. № 4. С. 33-35.

3. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей // Дошкольное воспитание.2003. №2. С.25-27.

pdfПрограмма XХIV Международной научно-практической конференции имени проф. В.А. Ковалевского (24-25 марта 2022 года, КГПУ им. В.П. Астафьева)

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 1 гость и ни одного пользователя

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.