В МАДОУ № 9 прошла тематическая проверка «Анализ предметно-развивающей среды в группе по разделу «Развитие игровой деятельности» в апреле 2019 года.
Цель проверки: изучить условия, созданные в группах для развития игровой деятельности, реализации интересов детей в разных формах игры, организации игровой деятельности.
В ходе проверки использовались методы: анализ, наблюдение, выводы.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, вступившем в силу 01.01.2014, который утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 во 2 разделе одним из требований к структуре образовательной Программы ДОУ в п.2.4. записано «Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности». Далее в п. 2.7 названы соответствующие возрасту виды деятельности — это «Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка)».
В ходе контроля анализировались вопросы:
- Наличие уголков сюжетно-ролевых игр в соответствии с данной возрастной группой. тДостаточное игровое оборудование для сюжетно-ролевых игр.
- Наличие конструктивных игр в соответствии с возрастом детей: конструкторы – сюжетные, напольные, настольные, из различных материалов
- Достаточное количество атрибутов для обыгрывания построек (игрушки, транспортные средства, фигурки и т.д.)
- Наличие центра экспериментирования с инструментами, игрушками и другими атрибутами для проведения опытов и экспериментов
- Эстетичность и доступность в оформлении центра природы: картины-пейзажи, картотеки, правила ухода за растениями и др. в соответствии с возрастной группой.
- Наличие центра книг с несколькими экземплярами книг (одного содержания) по программе или в соответствии с целями и задачами педагогов; иллюстрации и сюжетные картинки.
- Оборудование уголка театрализованных игр различными видами театров, костюмов, атрибутов, музыкальными игрушками и инструментами.
8.Наличие центра познавательного развития: дидактические и настольно-печатные игры математического содержания, для сенсорного развития, развития речи и т.д.
9.Насыщенность и разнообразие материалов для развития художественно – продуктивной деятельности дошкольников, в соответствии с возрастной группой.
10.Помещение оформлено с учетом двигательной потребности детей (пространство для свободного перемещения), оборудован уголок физкультурных игр.
Проверка показала, что не во всех группах дошкольного учреждения созданы определенные условия для организации игровой деятельности детей: в группах «Ладушки» и «Золотой ключик» не достаточное количество игровых центров в соответствии с возрастом детей, а также не достаточно игрового оборудования:
- не достаточно обогащены: музыкальный центр, уголок ряжения с самыми простыми и узнаваемыми костюмами (профессии - повар, врач, водитель, строитель),
- физкультурный центр: не включено оборудование для подвижных и спортивных игр: обруч, обруч плоский, мячи различных размеров, кегли, массажное оборудование (ладошки, тропинки, кочки), конусы с отверстиями и гимнастические палки и т.д.
- центр «Песок-вода» не достаточно оборудован для самодеятельной игры – экспериментирования с различными предметами и природными материалами, в ходе которых дети знакомятся со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляют элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка.
· центр художественного творчества: ИЗО – отсутствуют наборы карандашей по основным спектральным цветам, мелки, трафареты, пластилин, бумага для рисования, гуашь и кисти
- книжный центр: не достаточно подобран набор предметных картинок, набор сюжетных картин. не подобраны книжки-малышки, книги по возрасту детей.
- в данных группах отсутствуют: прачечная, ванная комната, отсутствует полный сервизный набор и набор столовой посуды и т.д.
- центр отдыха (релаксации) – малышам необходимы «домики», позволяющие отдохнуть от взрослого окружения и постоянной опеки.
В группах «Теремок», «Радуга», «Конек-горбунок», «Серебряное копытце», «Цветик-семицветик», «Золотая рыбка », «Аленький цветочек», «Жар птица», «Малахитовая шкатулка» созданная предметно-развивающая среда отвечает эстетическим, гигиеническим требованиям, требованиям техники безопасности.
В этих группах достаточно места отведено для игр детей. В игровой зоне оформлены и выделены различные тематические уголки. Имеется разнообразная атрибутика для сюжетных игр, игр-драматизаций. Группы обеспечены игрушками и материалами для сюжетных игр. Имеются игрушки для режиссерской игры: маленькие куклы, одежда и предметы для оперирования с ними. Уголки для игр детей зонированы, в атрибутике для каждого вида игр имеется необходимый набор игрового оборудования, как купленного в магазине, так и изготовленного руками педагогов вместе с родителями. Имеются уголки ряжений, большие коробки с предметами – заместителями. Игрушки находятся в свободном доступе для детей и соответствуют возрасту детей. Игровое оборудование подобрано по тематике, соблюдаются правила пользования детьми игрушками, после игры дети убирают игрушки на свое место. Воспитатели данных групп по возможности, стараются обновлять предметно-развивающую среду и пополнять её новыми игрушками и пособиями.
Анализ планов воспитательно - образовательной работы педагогов показал, что игровая деятельность воспитанников в режиме дня планируется целенаправленно, систематически. Педагоги осуществляют работу по развитию сюжетно – ролевой игры в соответствии с ООП, разработанной на основании программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, с использованием технологии игровой деятельности Н. Михайленко.
Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам организации игровой деятельности детей осуществляется в соответствии с годовым планом ДОО и планом воспитательно-образовательной работы воспитателей групп. В родительских уголках имеется информация о значении игры в жизни ребенка (папки-передвижки, буклеты).
На основании проведенного контроля сделаны следующие выводы:
- В группах созданы необходимые условия для развития игровой деятельности детей, но не всегда соблюдаются основные требования к организации предметной среды. Имеются определённые недостатки в оформлении предметно-развивающей среды, направленной на игровую деятельность в группах «Ладушки» и «Золотой ключик»
- В группах имеется достаточное количество дидактических игр и пособий, настольно-печатных игр, направленных на социальное, эмоциональное и нравственное воспитание дошкольников. Все предлагаемые детям игры педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей.
- В зонах сюжетно-ролевых игр практически всех групп имеется достаточное количество игрового оборудования, атрибутов. Воспитателями групп совместно с родителями проведена большая работа по оформлению игровых зон, изготовлению атрибутов. Правила техники безопасности соблюдены. Атрибуты и игровое оборудование безопасно, эстетично, аккуратно хранится.
- Документация по календарным планам воспитателей ведется аккуратно. Планирование соответствует программным требованиям, возрастным особенностям детей. На момент проверки вся документация находилась на рабочем месте, в заполненном состоянии. Хорошо планируются цели игровой деятельности, планируются сюжетно-ролевые во всех возрастных группах.
- На момент проверки в «Уголках для родителей» были оформлены разнообразные консультации по развитию игровой деятельности дошкольников дома и на улице, советы «Как правильно играть с детьми», «Как учить ребенка играть», «Чем занять ребенка дома» и т. п. Консультации, памятки и другие методические материалы оформлены аккуратно, в едином стиле, весь материал набран на компьютере.
- Работа педагогического коллектива детского сада по созданию условий для развития игры в дошкольных группах ведется планомерно, целенаправленно, систематично. Грубых нарушений не выявлено.