На XХV Международной научно-практической конференции имени проф. В.А. Ковалевского «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ДЕТСТВА: О ЦЕННОСТЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ», организатором  которой является кафедра психологии и педагогики детства КГПУ им. В.П. Астафьева, работники МАДОУ № 9 Киселева М.В., Коркина О.К., Степанова Ж.Е., Сергеева Е.М.,  представили статью «Формирование бережливости у детей дошкольного возраста во взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи»

«ФОРМИРОВАНИЕ БЕРЕЖЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ»

Киселева М.В., Коркина О.К., Степанова Ж.Е., Сергеева Е.М.

МАДОУ № 9, г. Красноярск, ул .Весны 13а

В статье представлен опыт работы МАДОУ №9 по формированию бережливости у детей дошкольного возраста во взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи, раскрыты эффективные методы работы по данному направлению.

Бережливость –это нравственное качество личности, характеризующее заботливое, бережное отношение людей, к материальным и духовным ценностям, к собственности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности. [1]

Проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека. Ребенок впервые сталкивается с экономическими представлениями в семье, знакомится с такими понятиями, как: «труд», «деньги», «товар», «цена» и т. д., видит множество рекламы, посещает магазин вместе с родителями. Все это так или иначе влияет на развитие начальных экономических знаний и умений ребенка, но все это влияние носит ситуативный и бессистемный характер. При этом родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут и требуют дорогих подарков, не ценят новые игрушки, которые покупают им родители, постоянно требуют новые игрушки, сладости.

Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребенок».

Конечно, многие знания и ценностные ориентации дети должны получить в семье, ведь семья – это реальная экономическая среда, в которой живет ребенок, и именно в ней должны закладываться основы экономического воспитания.

Замечательно, если родители вместе с детьми обсуждают финансовое положение семьи, распределяют бюджет, рассказывают о своей работе. У каждой из них свои принципы домашней экономики, ценностные ориентации, жизненные установки и интересы.

А.С. Макаренко в своей работе «Лекции о воспитании детей» говорил, что уже в раннем детстве ребенка надо знакомить с основами товарно-денежных отношений: «Как можно раньше ребенок должен познакомиться с семейным бюджетом, знать заработок отца и матери, которые в свою очередь, должны привлекать сына и дочь к обсуждению семейных финансовых наметок». Вот здесь и необходима помощь педагогов, использование новых форм целенаправленной работы с родителями, чтобы не только повысить их компетентность в вопросах воспитания и образования, в частности, но и дать детям доступные знания из области экономики, сформировать у них определенные качества личности. Только объединение усилий детского сада и семьи может дать хорошие результаты, заложить у воспитанников основы экономического образа мышления.

Заниматься экономическим воспитанием мы начали с 2018 года с детьми старшей группы.

Целью нашей работы являлось формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи, которые мы поставили перед собой:

  • заложить основы (азы) ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
  • научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
  • информировать родителей о задачах и содержании экономического воспитания в детском саду;
  • привлекать родителей к участию в работе по экономическому воспитанию в МАДОУ №9.

В своей работе используем формы и методы, которые позволяют воспитанникам стать активными участниками учебного процесса-это игры, обучающие сказки, интерактивные театральные мини-постановки, притчи, ситуативные задачи и т.д. Используя игровые приемы в обучении и воспитании детей, мы имеем возможность сделать осмысленным и интересным выполнение любых бесполезных, с точки зрения ребенка действий и учебных заданий. Именно поэтому мы не обучаем детей экономике, а «играем в экономику» и в процессе этой игры даем им необходимые знания, воспитываем определенные качества личности.

Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Дети, играя, не подозревают, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками. У детей развиваются навыки поведения в соответствии с правилами, сопереживания, умения планировать, брать на себя роль ведущего, сотрудничать, оценивать ситуацию, быть терпеливым, находчивым, настойчивым. Дидактическая игра помогает постичь смысл трудовой деятельности взрослых, позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников знаний об экономике, выполняя все правила действия в соответствующей обстановке.

Тематика таких дидактических игр в форме ЛЭБУКОВ: «Что нельзя купить?», «Сделал дело–гуляй смело», «Копим и сберегаем», «Тратим разумно, экономим», игра-соревнование «Мои домашние обязанности», «Деньги получили–ерунды накупили»-формируем представление о важности планирования покупок, разумного подхода к покупкам и трате денег. [3]

Экономическое воспитание детей через сюжетно-ролевые игры не только приближает детей к реальной жизни, но и помогает успешнее обучать их ориентированию в происходящем, формировать деловые качества личности, способствовать эффективной социализации детей и усвоению программного материала. Тематика таких игр «Банк», «Кафе», «Магазин канцелярских товаров».

Важную роль в экономическом воспитании мы отводим интерактивным мини-спектаклям (обучающим сказкам), театрализованным постановкам. Театр позволяет сказочным героям ввести ребят в сложный мир финансов, объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой, в легкой ненавязчивой форме. В основу театрализованных постановок включаем сказки, которые раскрывают для ребенка удивительный мир экономики и финансов, знакомят с экономическими понятиями и терминами, выполняют познавательную функцию, показывают взаимоотношения между персонажами сказки. Мини-спектакли: «Лисенок Рыжик» «Мишкина копилка» «День рождения» «Хочу и могу» [2]

В процессе постановки дошкольники уясняют:

  • что тратить деньги нужно мудро;
  • закрепляем понятия «откладывать», «копить», «сберегать»;
  • распоряжаться личными деньгами;
  • что о подарках надо думать заранее, подарки надо подбирать или мастерить;
  • умение делиться и отдавать в случае острой необходимости порой абсолютно бескорыстно;
  • прийти на помощь ближнему;
  • учимся различать понятия: хочу и могу.
  • формируем ответственное отношение к принятию решения, которое появляется в тесной взаимосвязи желаний возможностей по их осуществлению.

Погружая дошкольников в мир финансовой грамотности, мы упражняли детей в собственной бережливости как в группе, так и в семье. Создав в группе проблемную ситуацию «Я могу помочь семье сберечь семейный бюджет?», дети сами определяли свои бережливые действия: экономить воду, электроэнергию, газ. Они сами проанализировали выгоду от таких действий.

Предметно – пространственная экономическая среда является необходимым условием для успешного осуществления педагогического процесса, которая бы обеспечивала самостоятельную деятельность ребенка и способствовала переносу экономических знаний в игровую и трудовую деятельность. С этой целью игровые центры в группе совместно с родителями обогатили разнообразными дидактическими и игровыми материалами экономического содержания, создали центр экономики.

Разъясняем родителям о необходимости беседовать с детьми на финансово-экономические темы, прививать бережное отношение к продуктам питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано человеком. Нельзя допускать, чтобы у детей стихийно складывались представления о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и желания. Это приводит к потребительскому отношению к родителям, появляются желания, которые родители не в состоянии удовлетворять. Дошкольник должен чувствовать себя полноценным членом семейного «хозяйственного коллектива», знать, откуда в семье денежные средства, что покупается, почему это можно купить, а это нельзя, как копить и экономить.

Для родителей размещены тематические стенды, папки-передвижки: «Наша семья трудится», «Мы идем в магазин», «Мы планируем», «Мы копим», фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Учимся бережливости», «Деньги будущего».

Большое внимание уделяли общению с детьми, используя личностно ориентированную модель взаимодействия, где каждый дошкольник имел возможность высказывать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Все это способствовало развитию индивидуальности, становлению собственной позиции каждого ребенка, установлению благоприятного эмоционального психологического климата в детском коллективе.

 В результате проведенной работы:

  • воспитанники стали более активными, любознательными – проявляют интерес к различным экономическим явлениям, профессиям;
  • узнали о семейном бюджете, видах дохода;
  • стали бережнее относиться к окружающим их предметам, продуктам питания, воде, свету;
  • узнали о природных ресурсах, их ограниченности и рациональном использовании;
  • обогатился словарь дошкольников – чаще стали употреблять в речи экономические термины.

Библиографический список

1.       Коркина О.К., Литвяк Л.В., Софронова О.Г., Степанова Ж.Е. Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольной образовательной организации // Психология и педагогика детства: дети третьего тысячелетия: сборник статей / отв. за вып. О.В. Груздева; редкол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2019, с 394 – 399.

2.       Коркина О.К., Степанова Ж.Е., Шавлыгина Ж.А. Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в МАДОУ № 9 по реализации парциальной образовательной программы «Азы финансовой культуры для дошкольников»//Методические материалы «Азы финансовой грамотности»-Красноярск: МКУ КИМЦ, 2021 с.10-15

3.       Программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений дошкольных учреждений / Л. В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская; -2-е изд.-М. ВИТА – ПРЕСС, 2019-32 с.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 200 гостей и ни одного пользователя

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.