В МАДОУ № 9 прошло мероприятие 05 апреля 2023 года для педагогов города в рамках работы городской базовой площадки «Азы финансовой культуры для дошкольников». Коллегам был представлен опыт работы МАДОУ № 9 по теме: «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через театрализованную деятельность».
С приветственным словом педагогов встретила заведующий МАДОУ № 9 Ольга Константиновна Коркина. Она огласила регламент работы в рамках семинара:
1. Презентация опыта работы МАДОУ № 9 по теме: «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через театрализованную деятельность»;
2. Показ театрализованного представления «Выгодное дело» (по мотивам одноименной сказки братьев Гримм и русских сказок)
3.Обсуждение (вопросы-ответы)
Далее воспитатель Оксана Владимировна Мизёва представила коллегам презентацию «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через театрализованную деятельность».
Мир детства – это самый интересный период в жизни ребёнка. Это время, когда он познаёт все вокруг, проявляя любопытство, любознательность, познавательный интерес, учится понимать окружающий мир и усваивает культуру своего общества - это такой волшебный мир, в котором ребенок растёт, играет, развивается. И хотя этот период пролетает очень быстро, он все-таки очень интересный, яркий и веселый. Эта незабываемая пора – пора мечтаний, искренней радости и взросления ребёнка.
С самого детства дети вовлечены в экономические и финансовые процессы. Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в кругу семьи, от взрослых, в магазине, на рынке, такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, акции, скидки, реклама, распродажа, выгода, экономия и т. п. Все это так или иначе влияет на развитие начальных экономических знаний и умений ребенка, но все это влияние носит ситуативный и бессистемный характер. Поэтому важно как можно раньше научить ребенка основам финансовой грамотности, т. к. грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей в будущем.
Образовательная деятельность по формированию финансовой культуры у дошкольников включает в себя:
- непосредственно-образовательную деятельность;
- образовательную деятельность в ходе режимных моментов;
- беседы на экономическую тематику;
- наглядно-иллюстративный материал;
- экскурсии с целью знакомства с людьми разных профессий;
- игры на развитие познавательной деятельности;
- сюжетно-ролевые;
- дидактические игры;
- настольно-печатные игры;
- интеллектуальные игры;
- развлечения;
- чтение художественной литературы;
- театрализованная деятельность и др.
Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия в форме театрализованной деятельности помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию; проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления.
Основные достоинства театрализованных постановок – доступность содержания. Погружаясь в сказку, отвечая на вопросы, ребёнку легче усвоить основные понятия и получить знания, которые станут основой для дальнейшего формирования его финансовой культуры.
Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок…
Все мы с детства любим читать, у каждого есть любимые сказки, сказки-помощники. Они учат различать добро и зло, лень и трудолюбие, эгоизм и бескорыстие, высмеивают глупость и восхваляют мудрость. Мир сказок всегда добр. Сказка помогает найти ребёнку ответ на интересующий его вопрос, понять основные ошибки своего поведения и сделать из этого правильные выводы, сформировать взгляды на жизнь и принципы, в соответствии с которыми будет создаваться сценарий будущей жизни
Учитывая, что именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом, в основу театрализованных постановок мы включаем сказки, которые раскрывают для ребенка удивительный мир экономики и финансов, знакомят с экономическими понятиями и терминами, выполняют познавательную функцию, показывают взаимоотношения между персонажами сказки.
Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:
- сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;
- сказки, отражающие труд людей;
- сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;
- сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы»;
- сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др.
Огромную помощь в постановке спектаклей оказывают родители, изготавливая костюмы для детей, являясь участниками спектаклей. Спектакли, которые мы ставим с детьми, показываем не только для детей нашего детского сада, приглашаем гостей и родителей.
После просмотра презентации коллегам было предложено посмотреть театрализованное представление «Выгодное дело» (по мотивам одноименной сказки братьев Гримм и русских сказок).
После представления педагоги МАДОУ № 9 ответили на вопросы коллег.
Покидая наш детский сад педагогами, были оставлены отзывы по сказке в журнале «Отзывы и предложения»:
- Очень понравилось представление, отличная организация, детки просто умнички, играли свои роли не стесняясь. Все понравилось. Творческих успехов коллективу и новых идей. МАДОУ № 330 Толстопятова А.Г.
- Большое спасибо коллективу МАДОУ № 9 за представление интересной, полезной презентации по формированию финансовой грамотности и постановку интерактивного спектакля. «Выгодное дело» Все замечательно! Попова Л.К.
- Большое спасибо, коллективу детского сада № 9. За представленный опыт по формированию финансовой грамотности и постановку спектакля «Выгодное дело». Спасибо. Все замечательно! МАДОУ № 246 Головина Е.А.