Состоялась встреча 17 мая 2021 года педагогов ДОУ с научным руководителем от КГПУ им. В.П. Астафьева Груздевой О.В.
На встрече в форме анкетирования и обсуждения происходило подведение итогов работы. В течение всего учебного года Ольгой Васильевной происходило научно-методическое сопровождение образовательной деятельности педагогов.
Были созданы по желанию педагогов творческие группы по проектированию дистанционных образовательных практик с детьми. В форме дистанционных и очных встреч-семинаров происходили разработка и обсуждение этапов проектов, их презентация.
Результаты проектной работы педагогов были представлены в докладах и публикациях на XXIII Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика детства: образование, развитие, воспитание в условиях карантинных мер и ограниченного взаимодействия».
Анализ анкет показал следующее.
Анализ итогов инновационной деятельности педагогов МАДОУ № 9 в 2020-2021 учебном году по теме «Проектирование и реализация дистанционных форм организации образовательного процесса в ДОО»
(результаты анкетирования педагогов)
- Тематика и форматы образовательной деятельности с применением дистанционных форм в целом вписываются в основные тренды развития дошкольного образования:
- событийный подход,
- совместная образовательная деятельность с участием родителей,
- использование электронных средств обучения,
- индивидуально-ориентированные темы (с учетом особенностей возрастной группы детей, в том числе их интересов, опыта и запросов; особенностей каждого ребенка (индивидуальных и возрастных), вида ДОО).
Приоритетными и самыми запоминающимися проектами стали: Театральный фестиваль (неделя); Квест по финансовой грамотности; Экологический проект «Чтоб природу сохранить, надо мусор разделить».
- Причинами, определяющими старт проектирования и организации новых образовательных проектов стали:
- отсутствие педагогического опыта и потребность его приобретения, личный интерес к теме;
- анализ актуального состояния окружающего пространства (экологические проблемы);
- желание увеличить время непосредственного, живого общения с детьми (после изоляции);
- работа в творческой проектной группе и освоение этапов проектной работы с научным руководителем ДОО;
- недостаток оснащения предметно-пространственной развивающей среды группы;
- запрос-инициатива администрации и территориальных органов управления образования;
- комплексно-тематический план образовательной деятельности (1 ответ).
Таким образом, в 90% ответах педагогов ДОУ присутствуют внешние причины, активизирующие новые образовательные инициативы. Внутренние причины разработки новых образовательных проектов (от самого педагога и результатов его рефлексивной деятельности) - выявлены у 10% коллектива.
- Результаты проектной деятельности (проектов) с детьми осознаются педагогами ДОО недостаточно. Нет дифференциации понятий «результат» проектной деятельности и «продукт» проекта, и понятие о продукте проектной деятельности у педагогов сформировано слабо. Требует уточнения формулирование данного аспекта проектной деятельности. В качестве перспективных и желаемых формулировок могли стать: развивающая игра-пособие для детей, лэпбук (1 ответ), игровой дидактический материал, комплект электронных образовательных ресурсов; методическая разработка для педагогов по организации … деятельности; брошюра для родителей, стенд/ баннер и др.
- Степень удовлетворенности проектной деятельностью и реализацией образовательной деятельности в течение года:
На «5» (по пятибалльной шкале): 9 из 14 опрошенных
На «4»: 4 человека
На «3»: 1 респондент.
- Имеющиеся дефициты и причины неудовлетворенности педагогов результатами деятельности.
Среди причин неудовлетворенности - недостаточная техническая оснащенность мероприятий (декорации, атрибутика, костюмы); бедная предметная среда (недостаток конструкторов, игр); недостаток опыта в этом виде организации детской деятельности.
В ответах нет сведений о недостатке методических пособий, мероприятий по развитию профессиональных компетенций (семинары, тренинги, консультации) и активных запросах – вопросах о имеющихся дефицитах и потребностях.
Дефициты в области профессиональных знаний – не обозначены;
в области профессиональных умений:
- о формах и способах активизации (привлечения) родителей к соучастию;
- по подготовке презентаций;
- оптимальной организации дня ребенка в ДОУ (соблюдение баланса между непосредственной образовательной деятельностью и свободной деятельностью детей);
- по организации своего рабочего времени (непосредственная работа с детьми и родителями, методическая подготовка);
- решение образовательных программных задач в разных режимных моментах;
- учет возрастных особенностей.